@ARTICLE{26543118_99471771_2012, author = {И. В. Абанкина and Т. В. Абанкина and Л. М. Филатова and Е. А. Николаенко}, keywords = {, рынок образовательных услуг, высшее образование, финансирование, общественный спрос, потребительские расходы населениярынок профессионального образования}, title = {Тенденции изменения общественного спроса на высшее образование в современной России}, journal = {Вопросы образования}, year = {2012}, number = {3}, pages = {88-112}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2012--3/99471771.html}, publisher = {}, abstract = {Абанкина Ирина Всеволодовна —кандидат экономических наук, профессор, директор Института развития образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: abankinaI@hse.ru Абанкина Татьяна Всеволодовна —кандидат экономических наук, директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: abankinaT@hse.ru Филатова Людмила Михайловна —кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: lmfilatova@hse.ru Николаенко Елена Александровна — научный сотрудник Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: enikolayenko@hse.ru В условиях изменения принципов государственного субсидирования высшего образования и углубления дифференциации между высшими учебными заведениями особую актуальность приобретает изучение динамики общественного спроса на высшее образование на фоне демографического спада и сжатия платежеспособности семей. Статья посвящена изучению современных тенденций общественного спроса, их влиянию на финансовое обеспечение и процессы реструктуризации российской системы высшего образования. Исследование позволило выявить трансформацию рынка профессионального образования, его переход от расширяющегося к сжимающемуся рынку. Изменения на рынке профессионального образования сегодня складываются под влиянием разнонаправленных тенденций, определяемых внешними по отношению к образованию факторами, такими как демографический спад, сокращение платежеспособного спроса, неудовлетворенность работодателей качеством образования и снижение мотивации студентов к продолжению образования. В этих условиях основной вектор развития закономерно связан с оптимизацией структуры, объединением учебных заведений разного уровня, диверсификацией источников финансирования и изменением системы управления высшим образованием.В условиях сжимающегося рынка грамотная политика реструктуризации может привести к системным структурным изменениям, однако пока общественного и экспертного консенсуса по этим вопросам нет, курс на оптимизацию вызывает протестные настроения и сопротивление изменениям как со стороны профессионального сообщества, так и со стороны семей и работодателей.}, annote = {Абанкина Ирина Всеволодовна —кандидат экономических наук, профессор, директор Института развития образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: abankinaI@hse.ru Абанкина Татьяна Всеволодовна —кандидат экономических наук, директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: abankinaT@hse.ru Филатова Людмила Михайловна —кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: lmfilatova@hse.ru Николаенко Елена Александровна — научный сотрудник Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: enikolayenko@hse.ru В условиях изменения принципов государственного субсидирования высшего образования и углубления дифференциации между высшими учебными заведениями особую актуальность приобретает изучение динамики общественного спроса на высшее образование на фоне демографического спада и сжатия платежеспособности семей. Статья посвящена изучению современных тенденций общественного спроса, их влиянию на финансовое обеспечение и процессы реструктуризации российской системы высшего образования. Исследование позволило выявить трансформацию рынка профессионального образования, его переход от расширяющегося к сжимающемуся рынку. Изменения на рынке профессионального образования сегодня складываются под влиянием разнонаправленных тенденций, определяемых внешними по отношению к образованию факторами, такими как демографический спад, сокращение платежеспособного спроса, неудовлетворенность работодателей качеством образования и снижение мотивации студентов к продолжению образования. В этих условиях основной вектор развития закономерно связан с оптимизацией структуры, объединением учебных заведений разного уровня, диверсификацией источников финансирования и изменением системы управления высшим образованием.В условиях сжимающегося рынка грамотная политика реструктуризации может привести к системным структурным изменениям, однако пока общественного и экспертного консенсуса по этим вопросам нет, курс на оптимизацию вызывает протестные настроения и сопротивление изменениям как со стороны профессионального сообщества, так и со стороны семей и работодателей.} }